Модератор секции №3 — Бухгалтерский учет на предприятиях ОПК

Булыга

Булыга Роман Петрович, Проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, д. э. н.

Инновационный прорыв России требует радикального повышения роли и ответственности государства за развитие национальной экономики на основе партнерства государства, бизнеса и общества. Государство определяет стратегию инновационно-технологического развития, выбирает его приоритеты и осуществляет селективную инновационную политику, поддерживает базисные инновации в рыночном секторе, технологическую инфраструктуру, определяет качественные параметры проектов. Промышленная политика должна быть направлена на финансирование приоритетных фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Необходимо омоложение научного, конструкторского и инженерного корпуса страны путем повышения привлекательности труда в этих сферах для молодежи, реальной интеграции вузов с научными и производственными организациями и национальными промышленными проектами. Основой инноваций служит объем инвестиций в основной капитал и НИОКР. Инновационно-технологическое развитие невозможно без использования интеграционных процессов национального и транснационального масштаба. Оборонно-промышленный комплекс в нынешней политической и экономической ситуации может стать научно-технической и материально-производственный базой инновационно-технологического развития в России.

Важным направлением совершенствования системы управления в ОПК является повышение эффективности нормативно-правового и организационно-методического аппарата, обеспечивающего приоритетное выполнение мероприятий федеральных целевых программ, мероприятий государственной программы вооружений, заданий государственного оборонного заказа и программ военно-технического сотрудничества в соответствии с целями и задачами обеспечения военной и экономической безопасности страны. Однако практика показывает, что принятые нормативные документы носят недостаточно выраженный системный характер, и это определяет ряд проблем, связанных с оценкой эффективности выполнения стратегических программ инновационного развития ОПК в части достижения поставленных целей.

Учетно-аналитическое и контрольное обеспечение инновационных процессов является в настоящее время актуальной проблемой многих предприятий, и оборонно-промышленный комплекс не является исключением. Информация, формируемая в учетно-аналитической системе экономического субъекта, приобретает совершенно иной характер, она становится основой основ стратегического планирования, бережливого производства, устойчивого развития. Меняется и роль бухгалтера. Из простого «счетовода» – регистратора фактов хозяйственной жизни он превращается в менеджера высшего звена. В современной экономике предприятия это творческая личность, без которой невозможно принятие эффективных управленческих решений.

Меняются требования и к отчетности экономических субъектов. Пользователям уже недостаточно иметь только финансовую информацию об активах и пассивах экономического субъекта, необходима информация о социальной и экологической ответственности бизнеса, об эффективности управления, о кадровом потенциале, о возможных рисках, об антикоррупционной политике и ряде других направлений деятельности, способных повлиять на обоснованное экономическое решение пользователей этой отчетности, что, в свою очередь, требует от бухгалтера новых дополнительных знаний и профессионального суждения при составлении и представлении информации в отчетности нового формата. Причем необходимо отметить, что это мировые тенденции развития бухгалтерской профессии, а не только российские. В связи с этим полагаю, что проводимая конференция очень своевременна в части обмена опытом между наукой и практикой, обсуждения проблемных вопросов формирования нефинансовой информации в учетно-аналитической системе и будет способствовать устойчивому развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Наиболее важными и актуальными представляются вопросы, связанные с особенностями учета затрат на создание нематериальных активов и их постановки на учет, анализом и оценкой эффективности закупок и необходимостью совершенствования регламента закупочной деятельности, анализом эффективности субконтрактационной деятельности предприятий ОПК, совершенствованием системы внутреннего контроля.


(c) 2013-2015