В.А. Цветков

Пути повышение эффективности и устойчивости развития оборонно-промышленного комплекса

В.А. Цветков, проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН

В.А. Цветков, проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН

Возможность использования военной мощи развитыми странами друг против друга считается сегодня маловероятной. Но, несмотря на это, военная опасность в современном мире не исчезла, а трансформировалась. События последних лет в Югославии, Ливии, Сирии, Украине и других странах наглядно показывают, что эта угроза может возникнуть и развиться внезапно.  Нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что у нас огромная территория сопряженных стран, которые называют себя партнерами, но очевидно, что они никакие не партнеры, а самые настоящие конкуренты.

 

Следовательно, для эффективной нейтрализации возможных военных угроз в стране должны быть собственный экономический потенциал, а также производственный потенциал, создаваемый в оборонно-промышленном комплексе для быстрого наращивания выпуска средств ведения вооруженной борьбы. Необходимость опоры на собственные силы в обеспечении военной безопасности подтверждает и российский исторический опыт.

Сегодня оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России представляет собой совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и промышленных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. Россия производит все основные виды вооружений, включая технику сухопутных войск, авиационную технику, средства ПВО, военно-морскую технику, ракеты, разведывательные спутники.

Согласно разделу «Национальная оборона» в бюджете-2016 расходы были запланированы в размере 3,14 трлн руб. (66,4 млрд долл.), это примерно 19,2% от всех бюджетных расходов или 5,4% ВВП (бюджет РФ составляет 16,099 трлн руб. или, примерно, 250 млрд долл.).

В ОПК России входят около 2 тыс. организации и предприятия высокой технологии, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, в которых занято более 2 млн человек – рабочих, инженеров и ученых высочайшей квалификации.

Не смотря на то, что на предприятия ОПК сегодня приходится всего около 5-6% промышленного производства, оборонный комплекс представляет собой наиболее наукоемкий сектор национальной экономики. Предприятия ОПК традиционно являются источником инновационных идей в развитии промышленного производства. Именно в продукции специального назначения аккумулируются основные технологические достижения нашей страны. Так, согласно имеющимся оценкам, на долю ОПК, включая продукцию военного назначения, приходится более 70% всей научной продукции в России, в нем занято более 50% всех научных сотрудников. Он обеспечивает производство 70% всех средств связи, 60% сложной медицинской техники, 30% оборудования для ТЭК.

Поэтому ОПК – это не только огромные затраты, но и двигатель прогресса, средоточие высоких технологий, локомотив вывода экономики из кризиса. К сожалению, роль его в этом плане сильно недооценивается!

Конечно, ОПК – это составная часть национальной экономики, национального производственного комплекса, но одновременно комплекс имеет и свои особенности. И первая особенность состоит в том, что реального рынка в ОПК не существует – это квазирыночные отношения: жесткое администрирование и государственное регулирование.

Вторая особенность (как продолжение первой) – это государственное регулирование цен на продукцию, что в свою очередь влияет на особенности ценообразования внутри производственной цепочки (применение принципа «затраты +»).

Третья особенность – сложная система внутригрупповой кооперации с большим количеством комплектующих и сложностью технологических процессов изготовления изделий специального назначения при которой ее участники, по сути, являются участниками распределенной сети НИОКР, выстраиваемой главным конструктором изделия.

Четвертая особенность – длительный цикл изготовления продукции, достаточно часто несерийных изделий по государственному заказу. Цикл производства вооружений и военной техники составляет 10-15 лет.

Пятая особенность – выполнение заказа связано с высоким риском недостижения всех требований заказчика, поскольку продукция уникальна и носит характер НИОКР в процессе исполнения.

Еще одна (но далеко не последняя) из особенностей отрасли – необходимость значительного авансирования работ и закупок, что может приводить к росту издержек и падению рентабельности контрактов.

Теперь, несколько слов о проблемах ОПК. Как хорошо известно, достижение поставленных целей организации зависит как от уровня «агрессивности» внешней среды, так и от успешной реализации внутренних (потенциальных) резервов и возможностей.

Несомненно, основной внешней политической угрозой для успешной работы предприятий оборонного комплекса остается высокая вероятность продления против России экономических и политических санкций коалицией западных стран.

Утешает лишь одно, что санкции в отношении российских предприятий ОПК, не смогли пока существенно повлиять на техническую эффективность предприятий. Но это пока! Зато они уже привели к ухудшению экономической уверенности и отложили на неопределенный срок восстановление притока инвестиций в промышленность. Все негативные последствия от санкций, если они не будут усилены, но и не будут отменены, в наибольшей мере могут сказаться на российской экономике «накопленным эффектом» в ближайшее время.

Кроме того, трудно подсчитать ущерб который наносят необъявленные, а косвенные санкции: разрывы деловых контактов, откладывание уже намеченных договоров, нежелание вести с Россией даже «мирные» дела, давать ей в долг. Ущерб от этого не меньше, чем от прямых санкций.

В этой связи возникает необходимость активизации процессов импортозамещения, которые могут быть осуществлены на основе мощностей и возможностей высокотехнологичных предприятий ОПК. Но при этом открытым остается вопрос о финансовом обеспечении развития ОПК как драйвера инновационного развития. Ведь санкции наложились на двукратное падение цен на нефть (нефтегазовые доходы составляли до нынешнего кризиса 52% доходов федеральной казны). Возобновление волатильности цен на нефть с учетом структурной слабостью российской экономики, могут оказать дальнейшее негативное давление на финансовый сектор.

Вторая «внешняя» проблема, влияющая на ОПК – ухудшение экономического состояния в стране и как следствие сокращение бюджетных расходов. В условиях продолжающейся экономической рецессии, расходы Министерства обороны России по итогам года будут сокращены почти на 6% по отношению к 2015 году (сокращение составит почти 160 млрд руб.). Это только в номинальном выражении. С учетом инфляции, сокращение расходов будет гораздо выше.

Конечно, сокращение бюджета 2016 года не повлияет на обороноспособность Вооруженных сил и безопасность страны. Однако, это не первое с начала кризиса сокращение военного бюджета. В 2015 г. военные расходы уже были уменьшены на 3,8%. А согласно предложениям Минфина, в 2017 году Минобороны предстоит изыскать возможность сократить расходы еще на 6%, отмечает газета. Сокращение расходов такими темпами может поставить оборонный комплекс в сложное положение, а это уже будет нести угрозу обороноспособности страны. Тем более, что основная часть расходов по разделу «Национальная оборона» в 2016 г. – это расходы на гособоронзаказ, т. е. на закупку выпускаемых серийно новых вооружений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых вооружений, ремонт и модернизацию имеющихся в Вооруженных силах систем оружия. Эти расходы составляют 68% от всех расходов по разделу (или 2,142 трлн руб.).

Третья проблема. Неэффективная государственная политика по отношению к предприятиям ОПК. Предприятия ОПК банкроты: только 36% предприятий ОПК финансово благополучны, а 25% находятся на грани банкротства. Риск неплатежеспособности возникает, как по причине хронического недостатка оборотного капитала (этим страдают все головные предприятия отрасли), так и по причине высокой кредитной нагрузки. Необходимость постоянного кредитования обусловлена природой делового цикла в отрасли. При стоимости кредитных ресурсов на порядок выше зарубежных, а также в условиях практически нормативного ценообразования российские предприятия заведомо уступают иностранным конкурентам. В то время как большинство европейских банков финансируют бизнес под 0,5% годовых (японские компании получают деньги на 10 лет под 0,01%!), российским предприятиям приходится брать кредиты по ставке 20–30% годовых.

Следует отдельно отметить, что существенный вклад в это бедственное положение внес государственный заказчик (!!!) за счет несвоевременной оплаты работ по ГОЗ и несвоевременного размещения самого госзаказа.

Еще один финансовый риск в деятельности ОПК связан с деформированными ценовыми показателями будущих периодов. Размер закладываемого при бюджетном планировании дефлятора в Российской Федерации на 30-50% ниже фактической инфляции. Такова систематическая ошибка правительственного прогноза. Заложенные в бюджет дефляторы оказываются меньше, чем реальный рост инфляции и рост стоимости материалов и комплектующих к конечной продукции. В итоге все программы вооружений через три пять лет оказываются разбалансированными. А объем недополученных денег и, следовательно, не поступившей в войска техники достигает 30-50%.

Четвертая проблема (как продолжение третьей проблемы). Несоответствие организационно-правовой формы предприятий ОПК целям и задачам их создания. Если для предприятий, работающих в гражданском комплексе, главной целью является извлечение прибыли в интересах акционеров и повышение стоимости компании, то для предприятий оборонного комплекса, цель извлечения прибыли отодвигается на второй план. Главной же стратегической целью является обеспечение устойчивого развития оборонно-промышленного потенциала в целях бесперебойного выполнения заданий государственной программы вооружений. Поэтому ориентация деятельности предприятий ОПК идет исключительно на государственного заказчика и направлена на безусловное выполнение оборонного заказа по количеству и качеству.

При этом, важнейшим инвестором НИОКР в нашей стране является государство. Оно осуществляет финансирование НИОКР через систему государственных программ и через систему федеральных целевых программ, в том числе через государственный оборонный заказ. При наличии в стране не только государственной, но и других форм собственности возникают проблемы по управлению интеллектуальной собственностью, создаваемой за счет средств федерального бюджета через систему государственных контрактов.

По результатам проведенных исследований, предприятия ОПК с высокой долей участия (85-100%) работают более эффективно, чем предприятия  с низкой долей или вообще без государственного участия. Это связано с модернизацией основных производственных фондов и увеличением контрактной базы за счет государственных программ.

Следовательно, в ОПК не должно быть предприятий с формой собственности публичных акционерных обществ (ПАО). Впрочем, как и других «загадочных» формы собственности типа ФГУП и пр. Порой возникает ситуация, что эти предприятия сами себе запрещают определенные виды действия. Для предприятий ОПК есть прекрасная форма собственности – казенное предприятие, которые в полной мере отвечают не только политическим задачам, но и задачам стратегического развития и управления отраслью.

Складывающаяся экономическая неопределенность на национальном уровне уже приводит к неустойчивости финансового состояния предприятий ОПК, в результате их менеджмент сосредотачивает усилия не на приоритетах инновационного развития, а на решении текущих долговых проблем.

Теперь несколько слов о внутренних проблемах.

Первая проблема – ценообразование. Для предприятий ОПК доходы, по сути дела, ограничены госзаказом, и в целях повышения прибыли остается только вариант снижения расходов. Однако действующий механизм ценообразования на продукцию по гособоронзаказу не стимулирует снижение затрат производителей. Наоборот, при существующей системе ценообразования выгодно наращивать трудоемкость изготовления заказов (вспомним формулу ценообразования: «затраты +»).

С другой стороны, компании с диверсифицированным бизнесом все затраты и накладные расходы стараются отнести на гособоронзаказ, чтобы обеспечить оптимальную цену гражданской продукции и таким образом повысить ее конкурентоспособность. Увеличивает себестоимость и большая нагрузка в связи с выплатой процентов по кредитам в банковской сфере. Высоким остается и уровень коммерческих, управленческих и накладных расходов (завышенные выплаты акционерам).

В целях снижения затрат и себестоимости конечного продукта предприятий ОПК необходимо регулирование механизмов ценообразования на продукцию предприятий-исполнителей, входящих в кооперацию. Одним из инструментов может быть применение трансфертного (внутрифирменного) ценообразования.

Вторая проблема – старение и выбытие высококвалифицированных кадров. Средний возраст работников российского ОПК более 50 лет (в том числе работников в области НИР), а доля специалистов моложе 30 лет – менее 4%.

Для ОПК возможность использовать самые современные технологии – это вопрос боеспособности армии, поэтому задача всего комплекса в целом – обеспечить постоянное развитие и адаптацию к современным реалиям опережающими темпами. Поэтому, для успешного развития предприятий ОПК необходимо привлечение новых, высокопрофессиональных специалистов. Но как их привлечь в ОПК – остается открытым вопросом!

Третья проблема – разрыв кооперационных связей с иностранными контрагентами: с некоторыми из них работа остановлена из-за юридических запретов, с другими – из-за резкого падения курса рубля и последовавшего слома первоначально заложенной модели сотрудничества.

Четвертая проблема – отсутствие инвесторов и инвестиций при сокращающемся финансировании отрасли. По имеющимся официальным статистическим данным, наиболее распространенной формой финансирования новых продуктов в ОПК (87%) – это использование собственных средств компаний, что не позволяет им осуществлять полноценное инновационное развитие.

В заключении, хотелось бы сделать некоторые обобщающие выводы.

(1) В условиях продолжающегося падения национальной экономики и неослабевающего санкционного давления, эффективность работы предприятий ОПК во многом будет зависеть от умелого применения современных экономических и управленческих методов организации промышленного производства, управления экономикой производственного процесса, техническим перевооружением и разумным финансированием.

(2) При решении столь значимых задач ОПК – в условиях скудного бюджетного финансирования при больших затратах на модернизацию армии, ее техническое перевооружение и укрепление промышленного потенциала, очень важен, а, наверное, и необходим разворот в сторону российской экономической науки. Должна в прошлое уйти эпоха «эффективных менеджеров», хорошо обученных западным экономическим теориям, но абсолютно игнорирующих российскую экономическую научную школу, российскую действительность.

(3) Для того чтобы в предприятия ОПК пошли нормальные инвестиции и нормальные инвесторы, необходимо создавать сверхновые методы финансирования ОПК, прогнозируемые и работающие в течение длительного периода. А для этого, необходимо чтобы заказчик (а это государство) должен гарантировать свои обязательства связанным с финансированием, размещением и реализацией оборонного заказа. Должны быть созданы, в том числе на коротких и длинных дистанциях, понятные и прозрачные правила игры.


(c) 2013-2015